Обычно, на материнской плате на все слоты PCIExpress выделено ограниченное общее количество линий... Если, например, подключена одна видеокарта в слот 16x, то материнская плата выделяет ей все возможные 16 линий (по сути, пары проводов по которым параллельно передаются данные), а на другие слоты - ноль линий...
Когда подключается ещё одна видеокарта, материнской плате обычно неоткуда взять дополнительные линии (каналы данных), поэтому уже имеющиеся 16 линий перераспределяются между двумя слотами как 8x/8x... В других случаях, на все 16x слоты выделено 24 линии, тогда вторая видеокарта может использовать только 8 линий, и слоты будут работать в режиме 16x/8x... Иногда, если есть ещё и третий слот с возможностью установки третьей видеокарты, эти же 24 линии могут быть перераспределены как 16x/4x/4x или 8x/8x/8x...
Вот в таких вот случаях и говорят, что слот 16x работает в режиме 8x или 4x - в зависимости от количества установленных видеокарт...
Есть материнские платы, очень дорогие, у которых очень много доступных линий PCIExpress... У одной из топовых материнских плат Gigabyte ах 64 линии, так что 4 установленные видеокарты могут работать в бешенном режиме 16x/16x/16x/16x...
На самом деле избегать таких слотов не стоит - уменьшение производительности при переходе от 16x к 8x или 4x в играх вы скорее всего не заметите, так как конкретно эта скорость влияет только на загрузку текстур и шэйдеров из оперативной памяти в память видеокарты, что происходит не так уж часто... Современные игры очень оптимизированы, чтобы не допускать частой подрузки текстур, особенно если у видеокарты много собственной памяти... А вот если у видеокарты мало собственной памяти и какая-то программа начнёт использовать дополнительно оперативную память для текстур и кадрового буфера - вот тогда скорость шины будет оказывать влияние... Это не слишком частое явление...
А ещё, если слот работает ТОЛЬКО в режиме 4x, тогда можно установить в него не очень мощную видеокарту nVidia и назначить на неё обработку физики через PhysX...